Детский сад 82 г.Томск - Формируем предметно-развивающую среду. Рекомендации по организации мини – музея в детском саду
Все для Joomla. Беспланые шаблоны и расширения.

Формируем предметно-развивающую среду. Рекомендации по организации мини – музея в детском саду

Категория: Методическая копилка Создано: 22.08.2014

 

Латышева А. Н., воспитатель

I квалификационной категории,

МАДОУ Центр развития ребенка –

детский сад № 82 г. Томска Томск – город уникальных музеев, а музейные традиции имеют богатую историю. Однако часто ли наши дети бывают в Художественном музее, посещают памятники деревянной архитектуры, благодаря которым наш город прославился на всю страну? 

Мы провели анкетирование среди родителей на тему «Семья в музее» и выяснили, что теоретически родители понимают ценность посещения ребенком музеев, но они склонны в свободное время в два раза чаще отправиться в кинотеатр, а не в музей. На вопрос: «Что препятствует желанию бывать в музее?» - 5% родителей ответили, что высокая цена билетов,  3% - живем в районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев; 50% - занятость на работе; 22% - загруженность в быту; 3% - физическая и эмоциональная усталость;  10% - считают, что посещать с детьми дошкольного возраста такие учреждения и беседовать на «взрослые» темы еще рано. И только7 % из всех опрошенных (шестидесяти двух человек) ответили, что ничто не препятствует регулярному посещению городских музеев.

Известно, что о сложном говорить простым, доступным, ясным языком трудно. Однако, человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, - человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой родине. Педагогам в этом поможет организация мини - музейного комплекса в детском саду.

Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых игровых комнат, приемных, спальных комнат, стены у входа в группу, в студиях и дополнительных помещениях для занятий.  Каждый из мини-музеев должен обязательно вписываться в интерьер помещений. Экспонаты можно расположить на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных детским садом; можно прикрепить к стенам, или просто поставить на пол.

Тематика мини – музеев может быть разнообразной, например, это может быть:

- русская горница или краеведческая комната ;

- музей природы или аквагалерея ДОУ (представляют собой экологическую комнату и живой уголок);

- музей театрального костюма;

- музей одного предмета (книги, театральной куклы, матрёшки; глиняной игрушки; ракушки; камня и т. д.)

- музей одной картины и картинная галерея;

- мини – музей детского сада.

Интерьеры музеев постоянны. Меняются лишь отдельные декоративные элементы. Так, например, в русской горнице меняются букеты цветов, веток; овощи и фрукты; маски для колядования и т.д.

Сама «русская горница» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь могут быть собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства.

Центральное место в горнице занимает макет печи, рядом с печью помещается ухват, кочерга, лопата, помело, рукомойник, под ним – деревянная лохань, висит полотенце.

По правую сторону от входа, за печкой, занавеской отгорожен «бабий кут», в котором находится домашняя утварь: горшки, чугунки, ступки, лотки, корыто, сковорода, миски, ложки, самовар и т. д. 

По другую сторону от печи – «хозяйский кут» с инструментами для работы в поле: косой, серпом, точилом; предметами для ухода за животными; лукошками, коробами, санями.

«Красный угол» горницы – это иконы, стол, лавки.

Оформить русскую горницу дети под руководством педагога могут и для музея сказки. Домом для музея сказки могут быть, как изба, так  и «царская палата», и «теремок», «пряничный домик», «ледяной дворец», «хрустальный дом», даже рукавичка и простой горшок.

Вокруг музея сказки могут расти: репка, цветик – семицветик, аленький цветочек и т.д., а  могут  находиться и водоемы (молочная речка с кисельными берегами, море-океан, ручей с живой и мертвой водой).

Украшением музея сказки могут быть портреты героев, зеркала, волшебные предметы для витрин (волшебная палочка, ковер – самолет, скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, волшебная лампа, музыкальная табакерка).

Жители музея сказки - сказочные герои (Курочка Ряба, Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Серый Волк, Козлята, Конек -  Горбунок, три поросёнка и т. д. )

Дежурные по музею сказок – маленькие волшебные человечки (Эльфы, Карлосон, гномы, Дюймовочка, Буратино и т. д. )

Оформлять такие мини – музеи сложно. Можно сначала попробовать  оформить «уголок сказок» или собрать коллекции вещей сказочных героев (шапочек Незнайки, колпачков Буратино, золотых ключиков, корзиночек Красной Шапочки, снежинок из «Снежной Королевы» и т. д. )   самостоятельно изготовленные детьми.

В мини – музее театральной куклы экспонаты – куклы. Они различаются по типу управления (куклы – марионетки, бибабо), по размерам (ростовые и маленькие).

Атрибутом мини – музея театрального костюма может быть напольная подставка с вешалками, на которых висят различные костюмы (экспонаты) – платья, душегреи, сарафаны, рубахи, штаны, ленты, шапки, кокошники; костюмы животных и сказочных героев. Рядом с напольной подставкой может висеть зеркало. 

Основная идея музеев одного предмета – показать, какими разными бывают эти предметы, познакомить детей с их историей. Так в мини – музее книги  могут быть собраны книжки – малютки, книжки – раскладушки. Книги в музее можно разделить и по жанрам: сказки, стихи, повести, басни, рассказы. Отдельно можно выделить произведения о природе. Можно книги в музее разделить и по назначению (обучающие, развивающие), по возрасту маленьких читателей и по размеру самих книг.

Дополнительными экспонатами музея книги могут быть портреты писателей, «орудия труда» писателей – от пера до современной авторучки, и «предметы труда» писателей – от бересты (предмета труда летописцев) до тетрадного  листа; собственные макеты книг.

 В краеведческой комнате экспонатами являются отражающие национальные, природные особенности нашей области: герб области, карта области, герб Томска, карта Томска, фотографии, открытки с изображением памятников города и памятников архитектуры; гжельские игрушки и посуда, хохломская посуда, изделия из бересты; книги о том, как жили наши предки.

В мини – музее Детского сада хранятся рисунки, поделки, открытки  разных поколений выпускников, фотографии групп и выпускников, альбомы детских впечатлений, сундучки с групповыми коллекциями, подарки детскому саду от его воспитанников. В таком музее живет частица детства каждого выпускника ДОУ. Мини – музей  Детского сада «останется с человеком» навсегда и будет пробуждать у него, взрослого, счастливые детские воспоминания.

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют музей своими творческими работами. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Дни проходят и уходят, время не вернешь, а вот путешествовать во времени можно, нужно только прийти в музей.

 

Яндекс.Метрика