Детский сад 82 г.Томск - Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) «Девица краса – русская коса»
Шаблоны Joomla 3 тут

Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) «Девица краса – русская коса»

Категория: Конспекты занятий Создано: 10.04.2016

Воспитатель Латышева А. Н.

            Тема: «Девица краса – русская коса»

            Задачи: формировать умение у  детей создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорною полосу на подоле сарафана. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

            Материал для аппликации: Цветная бумага, белый картон, цветной картон, тесьма, шаблон 1\4 круга – юбки красавицы, шаблон – заготовка для рукавов, шаблон «короны», белый круг (лицо с волосами), бантик, шаблон рукава, желтая полоска, ножницы в чехлах, клей ПВА, фломастеры, простой карандаш, клеенки, кисти,  салфетки. 

            Наглядный материал: Бумажные куклы в уральском народном костюме, курском, вологодском, саратовском, тульском, орловском, воронежском; несброшюрованный альбом «Русское народное искусство XVIIIXXв.в.» (репродукции 6, 7, 9, 16); русский народный сарафан, рубаха, пояс; образец аппликации (формат А 4).

            Костюмы: воспитатель в русском народном костюме; 3 русских народных костюма для девочек, 3 – для мальчиков.

            Музыкальное сопровождение. «Космическая» музыка.

Ход НОД

            Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие. Какие средства передвижения вы знаете? (Ответы детей). Давайте совершим путешествие в прошлое на машине времени. Итак, готовы? Отправляемся.

(в сопровождении «космической» музыки проводится пальчиковая гимнастика)

Машина времени у нас,

В полет отправимся сейчас,
Сколько же часов затратим?

1, 2, 3, 4, 5.

Ну, а если силы взвесить,

Можем пролететь и десять.
6, 7, 8, 9, 10.

(открывается занавес).

            Воспитатель: Вот мы и прибыли в прошлое.

(на сцене 3 девочки и 3 мальчика в старинной одежде, играют в «горелки»)

Гори, гори ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Пусть несут в колоду
Пчелы больше меду.
Пусть в полях пшеница
Густо колосится.

(Музыка заканчивается. Дети убегают со сцены)

            Воспитатель: Какие странные дети! И одеты чудно, и играют по особенному. Куда же мы с вами прибыли? Никто из вас не догадался? (В прошлое, в Древнюю Русь).

            Воспитатель: Правильно! Когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Правда, похоже? Так вот… Давным-давно на Руси все так одевались. Была и особая манера разговора.

            Скажите, как раньше в народе называли красавиц? (Лебедушка, березонька, пава, ягодка).

            А какими именами их называли в сказках? (Василиса Прекрасная; Марья-краса, длинная коса; Марья-искусница, Василиса Премудрая; Марьюшка – Свет  Васильевна).

            Молодцы! Посмотрите, какие на Руси жили красавицы. Посмотрите, какие они стройные и изящные (воспитатель вносит бумажные куклы в уральском народном костюме, курском, вологодском, саратовском, тульском, орловском, воронежском).

            Наши сударыни и сударушки очень хотят пойти на ярмарку. Раньше была такая традиция: в дни  праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Что это за одежда? (Рубаха, сарафан, душегрея, кокошник). Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались ее красотой и говорили: «А идет-то, а идет, как лебедушка плывет, говорит, словно реченька журчит». Или: «Как красива, величава, выступает будто пава».

            Сегодня мы с вами будем украшать одежду наших красавиц, но не простую, а праздничную, нарядную. Посмотрите на эти женские и девичие праздничные костюмы (воспитатель показывает детям несброшюрованный альбом «Русское народное искусство XVIIIXXв.в.» (репродукции 6,7, 9, 16)).

            Как украшалась одежда? (Узорами, вышивкой).

            В каких местах на костюме вышивали узоры? (На вороте, рукавах, подоле).

            Скажите, а для чего вышивали символы? (Они оберегали человека). Поэтому их чаще и называли оберегами. У вас на столах лежит отделочная тесьма, которую мы с вами наклеим на сарафан. Она и будет оберегом.

Динамическая пауза

А сейчас мы отдохнем

И игру одну начнем.

… Вот висят отгадки

На мои сложные загадки.

Отгадали – подойдите:
К вещи данной поспешите.

Итак, каждый раз поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?

Она зовётся … (Сарафан)

Что же за одежда:

С четырьмя отверстиями.

Разложи ее получше – 

Букву «Т» тогда получишь. 

(Рубаха).

Целый день хожу я в обруче.
(Пояс)

Воспитатель: Молодцы! Садитесь!

(Воспитатель выставляет образец аппликации).

            Посмотрите на одежду Варварушки. Одета она в сарафан до пят, душегрею с рукавами. На голове – кокошник, лента шелковая. Волосы у Варварушки в косу заплетены. На Руси был такой обычай: незамужняя девушка носила одну косу, а замужняя женщина – две. Поэтому Варварушка у нас невестушка. Приготовились к работе!

            Из картона (любого понравившегося вам цвета) по шаблону вырезаем ¼ круга  - юбочка для замужней Варварушки, складываем ее пополам – юбочка для незамужней Вареньки. Сгиб – слева. Из цветного картона другого цвета вырезаем рукава (обводим их заготовку (шаблон) простым карандашом), приклеиваем. Получился сарафан с душегреей. Приклеиваем сарафан к фону. Из цветной бумаги (любого понравившегося вам цвета) по шаблону вырезаем «корону», приклеиваем ее к вершине треугольника. На «корону» наклеиваем белый круг – лицо с желтыми волосами. Желтую бумажную полоску трижды складываем пополам, получаем квадрат. Осторожно закругляем уголки и разворачиваем косичку. Украшаем ее бантиком.

            Рисуем фломастерами глаза и улыбку. Намазываем клеем вершину и основание конуса, низ рукавов и середину сарафана. Приклеиваем тесьму – оберег.

Воспитатель: Какие у нас красивые невесты получились. Наверно, каждая из них найдет на ярмарке себе жениха, который будет любоваться ее красотой и скажет: «Варварушка, голубка ты моя ненаглядная!»

            Пора возвращаться в настоящее (Звучит «космическая» музыка. Дети закрывают глаза. Считают вслух в обратном счете от 10 до 1. Открывают глаза. Занавес закрывается).

До новых встреч в музее!

Яндекс.Метрика