Детский сад 82 г.Томск - Технологическая карта урока «Наша добрая матрёшка»
Все для Joomla. Беспланые шаблоны и расширения.

Технологическая карта урока «Наша добрая матрёшка»

Категория: Конспекты занятий Создано: 06.02.2016

Педагог: Латышева Анастасия Николаевна

Класс (группа) Средняя

УМК (программа)  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Тема урока (занятия, мероприятия) «Наша добрая матрёшка»

Образовательная область:«Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Цель Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством посредством художественно-эстетического развития (лепки)

Задачи

Образовательные:Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством лепки; познакомить с историей семеновской матрешки; Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином;

Развивающие:Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные:Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать любовь к труду русских мастеров.

Методы:игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:рассматривание матрешки, алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование пластилинографии.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:игрушка матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», кукла купавка, филипповка, дымковская барыня, мольберт.

Раздаточный:бумажные трафареты матрешек, пластилин красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Музыкальное сопровождение:запись mp3 русской народной музыки.

Словарная работа:семеновская матрешка, расписная, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа:помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки.

Предварительная работа:рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о матрёшке и народных промыслах России.

Этапы образовательной деятельности:

- вводная часть;

- основная часть;

- практическая часть;

- заключительная часть.

В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:

- групповая;

- индивидуальная.

Время каждой части образовательной ситуации распределено рационально и соответствует СанПиН 2. 4. 1. 2660-10.

Осуществляется смена динамических поз во время совместной деятельности(физминутки, пальчиковая гимнастика).

Этапы урока (занятия, мероприятия) Деятельность педагога Деятельность обучающегося Результаты*

Вводная часть

Организационный момент:

- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

мотивация познавательной деятельности.

Цели для воспитанников:

- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

- включить всех воспитанников в работу

Методы организации работы:

- беседа,

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.  

Личностные  УУД

  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

Воспитатель объявляет детям, что сегодня они продолжают путешествие в старину и узнают много нового и интересного. А поможет им в этом волшебное яблочко из русской народной сказки.

Ты катись, катись, яблочко,

По золотому блюдечку

Укажи нам дорогу

Во славную землю Русскую!

Дети передвигаются друг за другом» змейкой», повторяя слова.

Времена теперь другие

Далеко ушла Россия от страны, какой была

Умный и сильный наш народ свою историю бережет

И преданья старины забыть мы не должны.

Дети надевают платки и русские народные кепки.
Вот и очутились мы в сторонке далекой, посмотрите, вдалеке избушка (макет русской избы среди искусственных елей и осеннего дерева). Давайте посмотрим, кто в ней поживает. Дети с воспитателем проходят в избу

Основная часть

Актуализация  знаний.

Цель для воспитанников:

- развивать  мыслительную деятельность в ходе путешествия в старину.

Цель для педагога:

- в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов, необходимых для овладения новым материалом знания воспитанников;

- оценить уровень практической  подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;

-развитие речи как показателя  интеллектуального и общего развития ребенка через представление собственных знаний;

-развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Методы организации работы: рассматривание экспозиции, комментирование, опрос.

Формы организации работы: фронтальная беседа.

 Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия.

Методы мотивирования познавательной активности воспитанников: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Объяснение нового материала.

Цель для воспитанников:

- в процессе просмотра экспозиции изучить понятия: 

  • Кукла – кувадка ;
  • Кукла Филипповка, 
  • Дымковская барышня;
  • Матрёшка

И знать, как они выглядят.

Цель для педагога :

познакомить воспитанников с понятиями: Кукла – кувадка ;

Кукла Филипповка, 

Дымковская барышня;

Матрёшка.

Методы организации работы:  использование проблемных вопросов и заданий, рассказ воспитателя с элементами беседы, метод «неоконченное предложение».

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

-могут при показе игрушек наших бабушек идентифицировать их.

Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность.

Дети включаются в работу воспитателя, по ходу комментируя увиденное.

  • формирование познавательной и социальной мотивации;  

Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!

К гостям никто не выходит. Дети прислушиваются и слышат плач  

Повторение пройденного материала позволяет смотивировать детей на изучение нового материала.

Вопросы  задаются по предыдущему материалу:

Что мы слышим?
 В каком уголке избушки может плакать ребенок?
Как называется этот угол?

Давайте подойдем туда. Посмотрите, где лежит малыш (кукла)? 
Наверное, мама уложила его спать и куда-то вышла, а малыш проснулся и заплакал. Как же нам его успокоить?

 Спойте нам колыбельные песенки

Ребята, малыш не успокаивается, подумайте, как еще его можно успокоить?

Посмотрите, здесь на полке много игрушек. Как вы думаете, какие игрушки нужны малышу?

Воспитатель представляет детям экспозицию  

Одной из первых игрушек малыша, была вот такая куколка и называлась она Кувадка. Кувадок подвешивали над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке обязательно было нечетным, ведь, по поверью, только тогда куклы обретали могущественную силу и оберегали дитя от зла.

А кто знает, как нужно играть с этой игрушкой? Из чего сделана эта игрушка? Кто знает, как она называется?

Это, дети, филипповка. На Филиппов день 27 ноября, после окончания осенних полевых работ и перед началом зимних рукоделий, мастерицы делали себе таких кукол. У Филипповки шесть рук, чтобы все успевать, а на поясе - узелок с монеткой и зернышком для достатка. Филипповки делали из ткани, соломы, или изо льна.

Наш малыш нахмурился. Надо другую игрушку взять. (воспитатель показывает дымковскую игрушку). Ребята, вам нравится эта игрушка? Из чего она сделана? Давайте покажем ее малышу. 

Какую еще игрушку можно предложить малышу?

Малыш смотрит на матрешку и не плачет. Как вы думаете, чем матрешка понравилась малышу?

Воспитатель проводит с детьми Пальчиковую гимнастику «Мы – веселые матрешки».

Давайте, немного поиграем с матрешками.

Мы - веселые матрешки -

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки,

Ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем,

Ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем,

Ладушки, ладушки.

Дети смотивированы на изучение нового материала.

Исполняют колыбельную песню

Котя, котенька – коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай!

Баю-баю, баю-бай,

Ты скорее засыпай.

Баю-баю, баю-бай!

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Дети узнают знакомые куклы и отвечают на проблемные вопросы воспитателя об их предназначении и использовании в игре.

Коммуникативные УУД 

  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
  • Умение формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные УУД

 формирование познавательной и социальной мотивации;

Познавательные УУД

  • умение узнавать, называть и определять народные куклы, представленные в экспозиции;
  • умение выделять существенные признаки предметов (кукол);
  • умение работать по заданному алгоритму;
 

Практическая часть занятия.

Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная

.

Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:

- заинтересованность в работе;

Методы мотивирования познавательной активности воспитанников:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Воспитатель дает детям творческое задание

Какой узор на платье? Посмотрите, еще одна матрешка, только поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено платье?

(Воспитатель достает матрешку, не украшенную узором).


Посмотрите, эту матрешку, наверное забыли украсить. Как вам кажется, какое у нее настроение?
И малыш наш нахмурился, сейчас опять заплачет. Давайте нарисуем пластилином узоры для матрешки. Пусть каждый из вас придумает свой узор.

- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить?
 Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?
Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.

Я хочу познакомить с новым элементом – это клубничка. Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! Приступаем к работе, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали.
(Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.
Если дети захотят иметь другой цвет, то воспиптатель применяет приём смешивания пластилина, - берет одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешивает и разменает пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции).

Матрёшка «раздаёт» своих подруг детям, воспитатель просит детей придумать свой узор матрёшкам и приступить к работе.)

Звучит русская народная мелодия «Калинка».


Во время работы воспитатель ходит и наблюдает за выполнением задания, может подсказать или похвалить ребёнка.

Воспитатель проводит гимнастику для уставших пальчиков.
Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять: указательный и средний,

безымянный и последний поздоровались с большим, чтоб работать от души.

А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко, кулачки разжали, сжали

кулачки разжали, сжали-вот и пальчики размяли.

Дети выполняют творческое задание по алгоритму  педагога

Дети самостоятельно расписывают пластилином Матрешек

Личностные УУД

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к Родине, народному промыслу); 
  • формирование  умения прийти на помощь другу,

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Цель для воспитанников:

- в ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по теме занятия, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

- подвести итоги занятия, построив  траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого ребенка.

Выставка детских работ. Анализ. 
Педагог  предлагает самим воспитанникам проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы: 
Что вам хотелось показать в своей работе? 

С чего начинали свою работу? 
Какими средствами художественной выразительности вы пользовались? 

Чем представленные работы похожи, чем отличаются? 
Ваше впечатление от данной работы? 

Оценка педагогом. Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению. Использовали не только знания полученные на этом занятии, но и привносили свою фантазию, воображение.

Матрешки получились красивые. А малыш уснул, успокоился.
(Прислушиваются. Раздается шум шагов Хозяюшки).

Хозяюшка: - Добрый день, честные гости! Чем вас потчевать, извольте? Баю – баиньки, баю. Баю доченьку мою. Ты дочурка засыпай, синеглазки закрывай. (имитация укачивания малыша).Милы гости к нам пришли, Нам гостинцы принесли. Буду я гостей встречать, Сладким медом угощать.

(Посиделки за столом)

(Возвращение в группу)

Ты катись-катись яблочко

По золотому блюдечку

Укажи нам дорогу

В наши времена

Да в наш детский сад.

Дети  вывешивают свои работы на специально отведенное место. 
Воспитанники оценивают свои и работы других детей, подмечая достоинства и недостатки.

Дети снимают платки и кепки.

  • Личностные УУД
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;

Яндекс.Метрика