Детский сад 82 г.Томск - НОД в музее ДОУ
Шаблоны Joomla 3 тут

НОД в музее ДОУ

Категория: Конспекты занятий Создано: 11.01.2016

Тема занятия«Как жили на Руси? Добрые избы».

Педагог: Латышева Анастасия Николаевна

Группа Средняя

УМК (программа)  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Образовательная область:«Познавательное  развитие»

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цельпознакомить воспитанников в комплексе раннего эстетического развития с интерьером русской избы.

Задачи

Образовательные:Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков; с помощью представленной экспозиции мини-музея «Родные просторы» закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение;

Развивающие:Развивать воображение, фантазию.

Воспитательные:Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа. Методы:игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы:рассматривание предметов экспозиции музея, беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения, поощрение.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:макет камня, макет русской избы, репродукции художников-иллюстраторов, предметы русского быта из музея «Родные просторы».
Музыкальное сопровождение: песни в исполнении ансамбля «Иван Купала».
Словарная работа:изба, печь, «бабий угол», «красный угол», ухват, чугунок . Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Зимовье друзей», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «По-щучьему веленью», рассматривание иллюстраций к ним, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о печи; разучивание потешек о печи и хлебобулочных изделиях.

Этапы образовательной деятельности:

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная часть.

В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:

- групповая;

- индивидуальная.

Время каждой части образовательной ситуации распределено рационально и соответствует СанПиН 2. 4. 1. 2660-10.

Осуществляется смена динамических поз во время совместной деятельности(физминутки).

Этапы урока (занятия, мероприятия) Деятельность педагога Деятельность обучающегося (воспитанника) Результаты*

Вводная часть

Организационный момент:

- установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

мотивация познавательной деятельности.

Цели для воспитанников:

- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

- включить всех воспитанников в работу

Методы организации работы:

- беседа,

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.

Воспитатель обращает внимание детей на русский народный сарафан, который незаметно появился в группе.

Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?

Этот сарафан из далекого прошлого. Мы сейчас живем, в какой стране?

А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на Руси?

Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Дети, куда же пойдем? Направо или налево?

Мотивация на изучение нового материала

Дети приходят к макету избы.

Личностные  УУД

  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

Основная часть

Актуализация  знаний.

Цель для воспитанников:

- развивать  мыслительную деятельность в ходе путешествия в старину.

Цель для педагога:

- в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов, необходимых для овладения новым материалом знания воспитанников;

- оценить уровень практической  подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;

-развитие речи как показателя  интеллектуального и общего развития ребенка через представление собственных знаний;

-развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Методы организации работы: рассматривание экспозиции, комментирование, опрос.

Формы организации работы: фронтальная беседа.

 Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия.

Методы мотивирования познавательной активности воспитанников: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Объяснение нового материала.

Цель для воспитанников:

- в процессе просмотра экспозиции изучить понятия: 

  • печь ;
  • Кукла - Каша, 
  • «бабий угол»,
  • «красный угол»;
  • Ухват,
  • чугунок

И знать, как они выглядят.

Цель для педагога :

  • познакомить воспитанников с понятиями: печь ;
  • Кукла - Каша, 
  • «бабий угол»,
  • «красный угол»;
  • Ухват,
  • чугунок

Методы организации работы:  использование проблемных вопросов и заданий, рассказ воспитателя с элементами беседы, метод «неоконченное предложение».

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

-могут при показе экспонатов музея «Родные просторы» идентифицировать их.

Воспитатель предлагает обойти детям «Дом» с одной стороны, а сам обходит с другой, надевает шаль – превращается в бабушку Миланью.

Проходите дорогие гости в мою избу.

Мир Вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Я готовила для вас.

Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

Здесь для Вас и сказки русские

И медовый каравай. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательнее.

У меня для вас загадка:

Толстая Федора, наедается не скоро

Но зато когда сыта, от Федоры теплота.

Что же это за Федора?

Тяжела моя загадка. ..

В: Что вы видите перед собой?

Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такая печь дожила до наших дней?

Скажите, пожалуйста, для чего нужна в своем доме печка?

Рада видеть Вас у печки,

Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней, как весной.

Главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.

Русская печь была центром жизни человека и занимала основное пространство избы.

Печь нужна была для отопления, приготовления пищи людям и животным, для освещения избы. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей. На печке сушили вещи и зерно, в устье печи купали младенцев. Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете, почему? Скажите, а детям можно самим разжигать печку? Почему? , А кто тогда разжигает печку? Хозяюшка. Рядом с печью находилась  и лавка, где хозяйка готовила пищу, тут же находилась вся необходимая посуда. Это место называлось «Печной угол» или «Бабий угол». Другой, левый от печки, угол назывался красным, красивым.

К печке относились, как к Святыне.

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Печка - наше солнышко.

Печь нам мать родная.

Почему так ласково люди обращались к печке?

Готовя у печи, люди приговаривали:

Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка

В семь лет девочка начинала варить кашу для всей семьи. А в приготовлении пищи, ей помогала кукла «Каша», как вы думаете, почему она так называлась?

Посмотрите, потрогайте, как вы думаете, какая крупа содержится в мешочке?

По запаху можно определить, что это гречка. Потрогайте, как пересыпается крупа, сколько её много или мало?

У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришивали руки и ноги и мастерили сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому, что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то было по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.

Словообразовательное задание. «Какая бывает каша?»

Каша из манки…

Из гречки…

Из риса…

Из овса…

Из перловки…

Из кукурузы…

Воспитатель предлагает детям вспомнить потешки о печи, хлебо- булочных   изделиях.

Воспитатель проводит с детьми р. н. игру «Зернышко», рассказывая о том, откуда хлеб пришел.

Словообразовательное задание: какие бывают пироги?
Пирог с капустой…

Пирог с яблоками…
Пирог с грибами…

Пирог с мясом…
Пирог с ягодами…

Воспитатель проводит с детьми р. н. игру «Печь и дрова».

Работа с иллюстрациями из сказок. Детям дается задание назвать р. н. сказки, в которых встречается печка.

Дети смотивированы на изучение нового материала.

Дети узнают знакомые предметы и отвечают на проблемные вопросы педагога об их предназначении и использовании в быту.

Экспериментирование с куклой «Кашей»

Дети вспоминают разученные ранее потешки о печке и хлебобулочных изделиях.

Например,

Ай, качи, качи, качи!

Глянь, баранки, калачи!

Глянь, баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

и т. д.

  • формирование познавательной и социальной мотивации;  

Коммуникативные УУД 

  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
  • Умение формулировать собственное мнение и позицию;

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Цель для воспитанников:

- в ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по теме занятия, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

- подвести итоги занятия, построив  траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого ребенка.

Посиделки в мини-музее

Воспитатель угощает всех детей и гостей пирогом.

Посиделки в мини-музее

  • Личностные УУД
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
 

Яндекс.Метрика