Опытно- исследовательское занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Зима с холодами, а весна с водами»

Категория: Конспекты занятий Создано: 20.01.2015

Воспитатель  Смолякова Елена Владиславовна /2-я квалификационная категория/

Цель: учить детей сравнивать между собой два разных времени года, называть отличие погодных, природных  признаков. Развивать у детей умение составлять последовательный описательный рассказ, пользуясь схемами-моделями, картинами.

развивать логическое мышление, образную память, воображение. Воспитывать заботливое отношение к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними, способствовать развитию познавательного интереса.

Средства обучения: компьютер с презентацией в программе Power Point (Зима, весна , “Распускание почек»), колонки, SCD- А.Вивальди «Времена года», Ф.Мендельсон «Весенняя песня».

Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу на прогулку», плавающая свеча, подставка-свечка, лист ватмана с силуэтом дерева, силуэты листьев, картинки: облако, капля, радуга, солнце, почка березы, подснежник и т. п.

Ход занятия: Обращаю внимание детей на  презентационные картинки Слайд №2  «Зима». Детям задается вопрос: «Год начинается, а зима продолжается, какая погода зимой?»

«Зимой холодно». «Погода разная – может идти снег, дуть ветер, мести метель». «Зимой надо тепло одеваться», – отвечают дети.

Ребята, а какие пословицы и поговорки о зиме , вы, знаете?

Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, а стоять не велит и т.п.

Предлагаю детям дидактическую игру «Одень Машу и Ваню на прогулку». Нужно помочь куклам отправиться на зимнюю прогулку.

Дети одевают кукол на прогулку, комментируя: «Нужно надеть теплую кофту и штаны», «нужно надеть шарф, чтобы горло не простудить», «на ноги наденем сапоги», и т п.

– «Ребята, а в какие игры можно играть зимой?» показ Слайд № 3

-                    «Кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика, играть в снежки»

Ребята, скажите ,за что вы любите зиму?

-                    Кругом белым-бело. Снеговые шапки на деревьях.

-                    Можно кататься на санках. Играть в снежки...

 Обращаю внимание на Слайд № 4 картинки «Зима»,

где изображения детей, катающихся  с горки, лепящих снеговика, играющих в снежки, катающихся на коньках, на лыжах. А сейчас мы с вами тоже сможем , как будто покататься на коньках, лыжах.  Давайте все встанем и  покажем, как мы собираемся на каток (с выполнением движений) физ.минутка:

 «Надеваем мы коньки и спешим мы на каток.

Разрезая тонкий лед острыми зубцами,

Плавно катимся по льду, не остановиться на ходу.

Вот снимаем мы коньки, лыжи одеваем

И спешим скорей с горы.

Палочками оттолкнемся, катимся и не споткнемся.

Весело с горы съезжаем,

Вверх подняться мы желаем.

Елочкой мы лыжи ставим, поднимаемся легко,

Дышим ровно, глубоко.

А теперь мы лыжи сняли и с горы мы побежали.

И в снежки играть мы стали: весело кидаем,  друг в дружку попадаем». А теперь спокойно возвращаемся на свои места.

 Дети садятся за столы.

Педагог рассказывает: «Когда зимой холодно, вся жизнь в лесу замирает, не слышны в лесу птичьи трели. А зимой диким  животным холодно и голодно. Только один медведь не горюет, спит в своей берлоге, лапу сосет.

Воспитатель: «Ребята, а какие животные в лесу живут?

Раздаю детям конверты с картинками животных и птиц. Внимательно их рассмотрите, и выберите того животного, о котором вы можете рассказать.(4-5 детей, рассказывают)

Деревья и поляны покрыты толстым снежным покрывалом, реки скованны льдом. Слайд № 2

А как вы думаете, что станет со снегом, когда наступит более теплая погода?»

Дети отвечают: «Начнет таять», «станет грязный», «побегут ручьи».

Ребята, давайте мы, сейчас проведем опыт со снегом, посмотрим, как он будет таять.

Опыт «Таяние снега»

  «А теперь мы оказались в нашей лаборатории и посмотрим, что станет со снегом, когда наступит тепло».

Устанавливаем чашку со снегом на подставку и зажигаем свечу. Дети наблюдают. Затем им задается вопрос: «Что же происходит со снегом?»

– «Он начинает таять», «снег стал темный», «появляется вода», «он  стал грязный», «снежная вода грязная». Так и в природе, когда начинает пригревать солнышко, то снег начинает таять.

Дети рассматривают Слайд № 6 картинка «Весна». «За зимой приходит  весна, солнце с каждым днем все дольше остается на небе. Природа, согретая теплыми лучами, пробуждается ото сна. Что происходит вокруг?»

«Становится тепло», «мы снимаем теплые вещи», «цветы растут», «на деревьях листья «распускаются», – отвечают ребята.

Звучит запись музыки Ф.Мендельсона «Весенняя песенка»

Заходит ребенок в костюме весны, в руках веточки березки: рассказывает:

«Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, полянки поливаю.

Движения полна, зовут меня …(весна)».

Весна: «Весной у деревьев много работы.  А вы знаете, как начинают  «просыпаться деревья?». Да, на веточках деревьев начинают набухать и лопаться почки, появляются первые маленькие зеленые листочки»

Рассматривание в презентации Слайда № 9 картинок «Распускание почек».

Воспитатель: Ребята, рассмотрите на экране представленные картинки и, двигая мышкой-указкой, необходимо, показать в каком порядке происходит рост и распускание почек. Приглашаю по желанию ребенка и он, водя мышкой показывает, как он считает.

А кто из вас, ребята сможет сейчас выйти и рассказать : «Как весной на ветках появляются почки» и что потом происходит?

Так же по желанию выходит ребенок и рассказывает: «Солнце с наступлением весны начинает ярко светить, пригревать. Почки набухают и лопаются. На ветках появляются листочки, они очень быстро растут, постепенно становятся большими. Деревья становятся зелеными.» (рассказывают по желанию 3-4 ребенка свои варианты).

Воспитатель: «Когда земля освобождается от снежного покрова, наступает время роста трав. А какие еще признаки весны вы можете назвать?»

Дети проговаривают, какие бывают признаки весны: солнце ярче, становится тепло, появляется трава, распускаются цветы, деревья становятся зелеными, кругом лужи.

Предлагаю детям подвижную игру: «Зима прошла»

Воробей с березы        (Ритмично прыгают по кругу, хлопают

На дорогу- прыг !          руками по бокам.)

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке    (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки-         (Ритмично прыгают по кругу сначала

Скок, скок, скок!               По часовой стрелке, потом -против.)

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки -Чик-чирик!          М.Клокова.

А сейчас посмотрите внимательно!

Воспитатель: «Здесь на ватмане изображено дерево, каким оно было зимой, без листочков, как мы его сможем  «оживить»,чтобы оно стало красивым, весенним? Правильно, ребята, мы можем вырезать и наклеить листочки. Давайте, сейчас вырежем,  наклеим на него листочки, пусть оно станет красивым».

Дети вместе с воспитателем вырезают листочки для березки.

Объясняю, что квадратный листок надо сложить вдвое и с того края, где нет сгиба, фигурными ножницами отрезать полукругом.

Когда раскрываем, у нас получается березовый листочек. Возьмите в руки фигурные ножницы и приступайте к работе.

Дети наклеивают листочки, очень радуются результату своего труда: дерево стало ярким, красивым.

Воспитатель: «Ребята, а ведь у нас получилось не простое дерево, а «дерево почемучек». Это дерево познания, давайте выберем любую тему, ухватитесь за «ветку мыслей», решите, кто первым будет задавать вопрос?» У меня здесь картинки, можно выбрать любую и приклеить к листочку. (Приглашенный ребенок выбрал картинку- радуга)

Ребенок: «Почему радуга такая?»

Воспитатель: «Она состоит из воды и солнечного света».

Ребенок: «Как это может быть?»

Воспитатель: «Ты можешь получить эти цвета из воды».

Ребенок: «Но я никогда не видел в воде этих цветов радуги».

Воспитатель: «А как ты думаешь, какого цвета вода?»

Ребенок: «Я не знаю, может быть серая?»

Воспитатель: «Почему ты думаешь, что она серая?»

Ребенок: «Потому что цвет у нее не очень-то яркий».

Воспитатель: «А как ты думаешь, почему мы можем видеть сквозь воду?»

Ребенок: «Потому что вода скорее прозрачная, чем серая, цвета в ней немного; я    бы сказал просто бесцветная».

Воспитатель: «А знаешь ли ты, что если свет разложить, то получатся разные цвета?» Ребенок: «Как это?»

Воспитатель: «Когда свет проходит через прозрачную преграду он расщепляется».

Ребенок: «Почему?»

Воспитатель: «Когда свет проходит через прозрачную преграду, он преломляется и отражается от разных внутренних поверхностей, а когда это происходит, получаются разные цвета. Поэтому бриллианты так красиво сверкают – свет преломляется внутри и кажется, что он переливается различными цветами радуги».

Ребенок: «А почему это происходит в небе?»

Воспитатель: «Радуга возникает, когда в воздухе содержатся мельчайшие капельки воды. Например, после сильной грозы, как только расходятся тучи, и появляется солнце, в воздухе остается еще много капелек воды».

Ребенок: «А откуда же тогда берется радуга? Из грозы?»

Воспитатель: «Что-то в этом роде. Помнишь, как свет проходит через бриллиант? Свет солнца проходит через мелкие капельки воды, оставшиеся после грозы. Представь, что каждая крошечная капля воды похожа на маленький бриллиант. Как ты думаешь, что происходит, когда солнечный свет проходит через крошечную каплю?

Ребенок: «Свет преломляется в дождевых каплях и из него получается разноцветная радуга».

Воспитатель: «Правильно, теперь ты знаешь, как появляется радуга». Другой приглашенный ребенок выбирает другую картинку и рассуждение проводится по этой теме.

Воспитатель подводит итог занятия: Что вы узнали нового?

 

Какие мы провели с вами наблюдения- исследования?

Яндекс.Метрика